СЛАВУ ТРУСКАВЦУ СОЗДАЛА "НАФТУСЯ", НО ЛИШЬ ОДНОЙ СЛАВОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ, - СЧИТАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТРУСКАВЕЦКОГО ГОРИСПОЛКОМА БОГДАН МАТОЛЫЧ

- Действительно, на первый взгляд, Трускавец - небольшой провинциальный городок, - продолжает Богдан Михайлович. - Он и в самом деле таким является. И, может быть, о нем бы мало кто знал, если бы не "Нафтуся" - уникальная минеральная вода, способная растворять и выводить из организма желчные, почечные камни. Без хирургического вмешательства, скажем так, естественным путем.

Город имеет древнюю историю. Но началом биографии курорта считается 1827 год, когда львовский аптекарь Торосевич провел анализы "Нафтуси" и доказал, что она имеет оригинальные свойства. За 160 с лишним лет ученые, врачи провели множество исследований, но и до сих пор лечебные свойства "Нафтуси" до конца не определены. Сравнительно недавно оказалось, что она способна выводить из организма радионуклиды. И сейчас каждое лето у нас оздоравливаются 5 - 6 тысяч детей из Чернобыльской зоны, многие тысячи участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

Добавьте к тому же природные факторы: живописный карпатский пейзаж - город разместился у отрогов гор, чистый воздух лесов, подступающих вплотную к Трускавцу... По-моему, для отдыха и лечения не может быть лучшего места.

Несколько лет назад, уже после чернобыльской трагедии, мы провели основательные экологические исследования, пригласив специалистов из Москвы и Ленинграда, - в Украине еще не было тогда соответствующего оборудования. Они показали, что Трускавец экологически чист во всех отношениях. Единственное загрязнение воздуха - от автомобильного транспорта. Но его несложно регулировать. Сейчас в зоны отдыха проезд машинам закрыт, меньше их пропускается и в город.

- Обычно города страдают и от разных промышленных выбросов...

- В Трускавце нет никакой промышленности - только сфера услуг. Курорт работает на сферу услуг, а та - на курорт.

- И эта сфера может полностью удовлетворить запросы отдыхающих? На каком уровне, на ваш взгляд, работает индустрия отдыха?

- Генеральный план развития Трускавца был утвержден в 1965 году. В соответствии с ним предусматривалось довести количество коек в санаториях и пансионатах до 30 тысяч. Кратко его можно оценить словом - гигантомания. Не учитывалось много факторов, в частности, как обеспечить город пресной водой, дефицит которой ощущаем все сильнее. Полностью нужно было бы реконструировать очистительные сооружения. А главное - выдержит ли такую нагрузку "Нафтуся"? Ведь ей необходимо определенное время, чтобы "дозреть" в недрах земли, набраться целебных свойств.

Лет пять назад мы пришли к выводу, что генеральный план нужно изменить. Правительство согласилось с нашими аргументами и приняло постановление об ограничении развития курорта Трускавца. Научные расчеты показали, что курорт может насчитывать не более 16 тысяч койко-мест, то есть наполовину меньше, чем намечалось.

Раньше в Трускавец приезжало много так называемых неорганизованных отдыхающих. Они жили на квартирах горожан, в ближайших селах. У нас шутя говорили, что из Средней Азии приезжают целыми аулами.

Ныне время "дикарей" прошло. Связано это прежде всего с материальными трудностями. Но санатории, пансионаты не пустуют: создался баланс спроса и предложения. И это нормально. Можно создать хорошие условия для отдыха, обслуживания без очередей и толчеи. Будет введен корпус в санатории "Прикарпатье", расширятся некоторые другие здравницы. Но всего на тысячу мест. На больше пойти не можем: это создало бы курорту дополнительную нагрузку, а следовательно, отразилось бы на качестве обслуживания.

Более того, сейчас воочию видна абсурдность гигантомании, когда строились, как близнецы, санатории-тысячники из стекла и бетона. Когда в одном корпусе проживает тысяча человек - это же улий. Да еще столовая на тысячу мест. Разве можно создать здесь нормальные условия, хорошо и быстро всех обслужить? Полагаю, что со временем корпуса подвергнутся реконструкции, для отдыхающих будут создаваться комфортабельные номера - и вместо тысячи в них будет отдыхать 500 - 600 человек.

- Если воспользоваться философской терминологией, то у вас намечается диалектический переход от количества к качеству. И основной упор в курортном обслуживании вы делаете на комфорт?

- В старых корпусах такая реконструкция уже началась. Из корпусов-казарм они превращаются в здравницы европейского типа. А как иначе? Если стоимость путевки приближается к европейскому уровню, то и сервис должен быть соответствующим.

- А вот конкретно, сколько стоит сейчас санаторная путевка в Трускавец?

- Это зависит от санатория - от 30 до 80 миллионов карбованцев.

- Почему же такая большая разница?

- Вот как раз в санаториях-тысячниках самая низкая цена. А если взять небольшой пансионат, скажем, на 50 мест - то стоимость содержания здесь будет значительно выше.

- А где самые высокие цены? Наверное, в "Хрустальном дворце", бывшем номенклатурном санатории?

- Конечно, "Хрустальный дворец", где в прежние времена отдыхала партийная элита, - санаторий прекрасный. Но по стоимости путевок, а в некоторой степени и по комфорту его опередил санаторий "Карпаты", построенный в прошлом году. Его облюбовали уже немцы, которые привозят сюда на лечение детей.

- А вообще сколько всего здравниц в Трускавце?

- Считайте: девять профсоюзных санаториев более чем на 7300 мест, девять - ведомственных на 4500 мест и 22 пансионата. Это все крупные здравницы. Сейчас начали сооружать небольшие пансионаты, даже некоторый опыт приобрели. Построенные в прикарпатском архитектурном стиле старые дома, которые использовались под жилье или какие-то учреждения, передаем под пансионаты с условием, что будет сохранен архитектурный облик. Таким образом открыли пансионаты Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод, объединение "Львовгаз", трест "Киевгорстрой-1". Сейчас оборудуют пансионаты Радеховский сахарный завод, Академия наук Украины, управление Юго-Западной железной дороги и другие. Так мы решаем сразу несколько проблем. Во-первых, люди, проживавшие без надежных условий, получают квартиры с удобствами, во-вторых, сохраняем облик города, ну а предприятия получают места на курорте. Выгода взаимная.

- Надо понимать, безработица курорту не угрожает?

- Практически все взрослое население занято в сфере обслуживания. Примерно восемь тысяч еще приезжают из Борислава, близлежащих сел - санитарки, посудомойки, уборщицы, то есть люди так называемых непрестижных профессий. А безработных в городе зарегистрировано всего 27: в избытке оказались педагогические и медицинские работники.

Не получив за последние годы ни копейки от государства, курорт доказал, что может развиваться самостоятельно. Только нужно создать ему соответствующие условия. Люди к нам приезжают и будут приезжать. И из ближнего зарубежья, и из дальнего. Никакого шлагбаума перед гражданами других стран не ставим. Правда, в некоторые страны СНГ путевки не попадают из-за того, что не отработана система распространения. Раньше все шло через Москву, все было очень просто. Сейчас надо налаживать прямые связи, и люди поедут.

Большой интерес к нам проявляют поляки, словаки, чехи, немцы. Западная Европа открывает для себя Трускавец. Хоть и не массово, но с каждым годом все больше приезжих оттуда. И опять же многое зависит от руководителя здравницы, от его умения наладить заграничные связи, создать необходимый сервис отдыхающим.

Пока нет у нас службы, которая бы занималась популяризацией курорта на Западе. Правда, весной мы создали объединение "Трускавецкурорт", в которое вошли все профсоюзные здравницы. Предусматривается создать в объединении службу менеджмента - структурное коммерческое подразделение, которое бы занималось рекламой и распространением путевок.

- Однако вернемся к "Нафтусе". Природа щедро одарила ею Трускавец. Нет ли опасности, что запасы ее исчерпаются или качество ухудшится?

- Мы понимаем: "Нафтуся" - наш золотой фонд, даже больше - национальное богатство. И как любое природное богатство ее нужно беречь. Запасы минеральной воды постоянно пополняются, потому что образуется она из дождевой воды, которая потом "дозревает" в специфической подземной "лаборатории". Ну а дождей у нас хватает!..

Угроза загрязнения действительно существует. В зонах санитарной охраны минеральных источников не должно быть строений, нельзя вести хозяйственную деятельность. А в санитарной зоне №1, где находится источник "Нафтуси", размещаются около 70 частных домов, корпуса санатория Министерства обороны. Правительственным постановлением еще в 1981 году предусматривалось очистить полностью зону, рекультивировать ее. Но, увы, постановление осталось на бумаге.

Сейчас подготовлен проект указа Президента о развитии курорта Трускавца, которым предусматривается обеспечить санитарную охрану источников. Мы ознакомились с этим документом: внесли свои предложения, но главную идею его вполне разделяем: к развитию такого курорта, как Трускавец, должен быть не ведомственный, не местнический, а государственный подход.

Василий Михайлович

Источник: Зеркало недели. - 29 июля - 4 августа 1995 г. - №30 (43).